Во-вторых, эффект дополнительного увеличения денежной массы на цены и выпуск зависит от состояния экономики в данный момент. Если экономика использует мощности полностью, дополнительный спрос не сможет значительно изменить выпуск товаров и услуг, так как для этого придется нанимать дополнительных работников, а их практически нет, или платить повышенную зарплату за сверхурочные для текущих сотрудников. Кроме того, потребуются новые станки, оборудование, производственные площади и так далее, а для их производства и установки требуется значительное время. В итоге, чтобы удовлетворить повышенный спрос, предприятия будут вынуждены поднимать цены, что приводит к инфляции. Если же эта денежная масса будет направлена на импортные товары, то это вызовет повышенный спрос на иностранную валюту и приведет к обесценению обменного курса, а, следовательно, к удорожанию импорта и дополнительной инфляции.
С другой стороны, утверждение, что население не почувствует влияние эмиссии денег, ошибочно. Да, верно, что деньги, эмитированные Центральным банком, обычно не поступают напрямую предприятиям и потребителям, а попадают в коммерческие банки, которые, в свою очередь, получают возможность увеличить кредитование реального сектора. Чем больше ликвидности поступает в банковскую систему, тем более дешевым и доступным будет кредит предприятиям и населению (это происходит не всегда, о возможных проблемах в следующем пункте) . Соответственно, растет количество денег в обращении и спрос на товары и услуги. Если экономика находится в состоянии полной занятости, то такое увеличение спроса приведет лишь к увеличению инфляции. Однако в условиях рецессии такая мягкая денежная политика может сгладить падение выпуска и сократить безработицу без сильного инфляционного эффекта. Здесь есть еще условия достижения финансовой безопасности, правоохранительные органы финансовой безопасности, финансовая безопасность муниципального образования.
В итоге, у любой рыночной экономики есть потребность в деньгах, которая сильно зависит от стоимостного объема производимых товаров и услуг. Тем не менее этот спрос также зависит и от других факторов, а, следовательно, простое правило, описанное в утверждении, не работает.